Попытки конструктивно выразить свойства «когнитивного объекта», с которым мы только что работали, отвергаются наукой с помощью короткого тезиса: ТОЧКА – это первопонятие. Либо актор идентифицирует себя с первопонятием, либо — нет. Понимание первопонятий – это проблема самоидентификации актора, которая решается им самим путем соотнесения своего внутреннего или интуитивного опыта с первопонятием в процессе обучения.
Ввиду чрезвычайного разнообразия социальных сюжетов, с позиций идеологии АКД, актору необходимо предоставить специальные средства самоидентификации, дающие ему возможность введения собственных первопонятий. Сторонник АКД не может рассчитывать на успех Евклида, сводя свои контекстно-обусловленные конструкты к представлениям, заимствованным из естествознания.
Как пишет Б. Фливберг, разъясняя пафос непозитивистской методологии case—study, «…предсказательные теории и универсалии не найти, изучая дела людей. Конкретное, зависимое от контекста знание ценнее тщетного поиска предсказательных теорий и универсалий.» (Фливберг, 2005, с.112).
Однако авторитет Евклида по-прежнему высок, поэтому современные аналитики продолжают строить свои теории, опираясь на некий «естественный» контекст. Примером подобных построений служит позиция Я. Гилинского, который раскрывает неоднозначный социологический термин «преступление» через известные естественнонаучные понятия, например, «норма» (Гилинский, 2005, с. 2-3). На взгляд разработчиков сайта, в подобной позиции существуют две трудности. Во-первых, не совсем ясно, за счет каких структурных или иных методологических приемов «наиболее общее понимание нормы» помогает актору осознать, что «преступление» — это «понятие относительное, конвенциальное, социальный конструкт» (ibid.).
Во-вторых, опыт построения классических теорий свидетельствует, что «научность» доктрины возникает не из-за того, что теоретик смог, по его мнению, предъявить «единые наиболее общие» представления. Более важно, чтобы акторы, используя предложенные первопонятия, смогли с их помощью самоидентифицироваться в определенном контексте. Например, наряду с геометрией Евклида существуют модели Клейна (Курант, Роббинс, 1967, с. 250-259). Первопонятие ПРЯМАЯ, используемое в обеих теориях, разрешает акторам вполне определенные действия, которые различаются в зависимости от теоретического контекста. Эти различия задаются, например, постулатом о единственности ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ПРЯМОЙ, проведенной через ТОЧКУ, не лежащую на заданной ПРЯМОЙ. Выполняя самоидентификацию в зависимости от контекста уже на «уровне» первопонятий, актор естественнонаучной теории «автоматически» учитывает определенный контекст во всех дальнейших построениях. Тем самым ему оказываются не нужны «общие первопонятия», существующие вне теоретического контекста.
Рассчитывая более полно учесть практику концептуальных приемов в области естественнонаучных теорий, адепт АКД стремится предоставить в распоряжение социолога аппарат систематического учета социального контекста на основе оперирования научными понятиями, а не с потоком текста. Сегодняшней версией такого аппарата являются функции кодирования, однако остается открытым вопрос об их совершенствовании.